Моя цель — показать людям, что игра на гитаре с протезом — это реально
В жизни 38-летнего Максима Емца музыка всегда была важна. Первое, о чём он подумал, когда в 17 лет после взрыва потерял три пальца левой руки, — играть на гитаре он больше никогда не сможет. Но его опасения не сбылись. Максим освоил инструмент и с травмированными пальцами. А в 21 год уехал из Кирова покорять Москву. Парень выступал в разных группах, только обеспечивать себя любимым делом не получилось. Он побывал курьером, копирайтером и даже организовывал экскурсии для школьников. А потом узнал о компании «Моторика». Сейчас Макс Емец — кибермузыкант, амбассадор бионических протезов и менеджер по развитию сообщества киберлюдей.
Зачем я участвую в этом проекте?
Мне хочется рассказать о себе. Я видел примеры, как люди вдохновлялись, когда узнавали мою историю. Кому-то становится интересно то, чем я занимаюсь, и человек тоже хочет попробовать. Кого-то она может подтолкнуть к более активным действиям. Если это будет полезно хотя бы одному человеку, значит, я поделился не зря.
До 15 лет я рос в небольшом поселке Нема в Кировской области. Потом переехал в Киров и поступил в университет. Мне было 17 лет, когда я потерял пальцы, — учился тогда на втором курсе на преподавателя химии. Как многие ребята с нашего курса, я увлекался пиротехникой. Однажды растирал в ступке вещества, которые там не стоило растирать, и ступка взорвалась. Её осколки прошли через левую руку, а пестик — через правую.
Травмированы у меня обе руки, но правая не так сильно — там протез не нужен. На левой — не хватает трёх пальцев и на мизинце у меня контрактура — он не разгибается. Но как раз это позволило мне играть им на гитаре. Если бы я просто зажимал пальцы, нужно было бы сильнее мышцы напрягать, а так мизинец всегда как будто бы согнутый и проще научиться. У меня отец играл на гитаре, а я наблюдал за этим с детства. И в 13 лет сам пошёл учиться.
Как изменилась жизнь
Мои первые мысли после травмы были о том, что я не смогу играть на гитаре, потому что для меня музыка очень важна. Я переживал за это. Помню, когда меня только привезли на «скорой» в Кировскую травматологию, попросил свою девушку: «Научи меня петь…», ведь для пения пальцы не нужны. У меня не было депрессии, я легко это все воспринял. Ко мне постоянно приходили друзья и одногруппники. Но вот с чувствами близких было сложнее. На следующий же день ко мне приехали родители и сестра. Они были шокированы. Мама, конечно, очень переживала. Она была постоянно рядом со мной, пока я лежал в больнице, ей было тяжело. Но потом, видя, что я особо не парюсь, тоже успокоилась.
Я выписался из больницы где-то через три недели и скоро взял в руки гитару снова. Когда стало получаться, очень обрадовался. Освоился я довольно быстро: стал играть своим одним пальцем левой руки на гитаре и периодически, когда нужно, переворачивать гитару в обратную сторону. На правой руке у меня больше пальцев, поэтому можно больше аккордов зажать. Вот так я играл 20 лет. А теперь играю с бионическим протезом руки от компании «Моторика».
Протез даёт мне психологическую уверенность. Когда я играю на гитаре с ним, у людей гораздо больше отклика. Если ты просто с травмой, людям хочется тебя пожалеть. А когда ты носишь крутой бионический протез с микропроцессорным управлением, тут другая реакция — интерес со знаком «плюс». Им хочется послушать и узнать: «А что у тебя такое на руке?» Я с удовольствием рассказываю. Мне очень нравится, как это привлекает внимание, как музыканту, внимание для меня важно. Моя цель — показать людям, что игра на гитаре с протезом — это реально.
Принятие инвалидности
Один год после травмы я всё-таки старался прятать свою руку в рукав. Но заметил: если ты что-то прячешь, на тебя ещё больше внимания обращают, потому что людям хочется посмотреть и увидеть, что же именно ты прячешь. Поэтому я прятать перестал. Например, был случай, уже лет 10 спустя после травмы, когда я пришёл на прослушивание в одну группу. Полчаса играл с ребятами на гитаре, и они только тогда заметили, что у меня не хватает пальцев. Я сам на это особо внимания не обращаю, как и другие.
В университете я учился ещё года два. Уходил в академический отпуск, переводился на заочное отделение — в общем, как-то торговался с собой. А потом осознал, что на самом деле я просто не хочу доучиваться. Не хочу быть учителем химии после взрыва. И не стал.
Работа в новых обстоятельствах
В Москву я перебрался, когда мне был двадцать один год. Нельзя сказать, что у меня была какая-то одна профессия. Работал и курьером, и в рекламном агентстве копирайтером. У нас с бывшей девушкой даже была небольшая турфирма: мы возили школьников на экскурсии. Музыкой на жизнь я не зарабатывал. Мне, конечно, хотелось, но не сложилось.
Я музыкант-любитель, самоучка. Сейчас неплохо играю на гитаре — это результат времени, ведь я уже 25 лет этим занимаюсь. Я играл в группе «Кошка Сашка». Выступаю со сказочницей Хельгой Патаки. Я — на гитаре, она — на флейте, рассказывает сказки. У нас есть детская и взрослая программы. Ещё я вхожу в рок-группу «Дети Неонового Солнца». Её основатель и автор песен — Михаил Панюшкин, мой хороший друг. Мы с ним лет 10 встречались на разных фестивалях. Я тогда играл в других группах. А потом мы встретились с ним в студии, он записывал песню, и мне очень понравилось. Я говорю: «Миша, давай я с тобой поиграю». Он отвечает: «Давай». Поначалу у нас была группа фактически из двух человек. Потом появилась басистка, и были разные составы.
О компании «Моторика» я узнал случайно. В компьютерном магазине, в который я зашёл за покупкой, ко мне подошёл человек, дал визитку и сказал, что ребята занимаются классным делом. До этого я даже не знал, что бывают другие протезы, кроме косметических, а косметический меня не интересовал. В «Моторике» я увидел функциональные и красивые протезы. Я предложил: «А давайте мы снимем какое-нибудь видео, как я играю на гитаре с вашим гаджетом, и разместим в соцсетях. Будет прикольно, поможем вас продвинуть». Ребята согласились. Мне они понравились, потому что позитивные, энергичные, глаза горят. Я очень люблю таких людей. Через год устроился к ним работать в отдел, который помогает собрать все необходимые документы, чтобы человек мог получить протез бесплатно от государства. Потом больше трёх лет я работал в клиентском сервисе. Только тогда я как раз задумался о собственном протезе и получил его, чтобы лучше понимать, что чувствуют наши пользователи.
Постепенно я перешел в другой отдел, сейчас работаю менеджером по развитию сообщества киберлюдей. У нас есть два чата в Telegram. Это чат с родителями детей, которые пользуются нашими протезами, и чат со взрослыми пользователями. Я придумываю там разные активности, мы общаемся, обмениваемся опытом. Ребята присылают видео о том, как они пользуются протезами, о своих достижениях — это очень классно! Например, у нас есть спортсмены. Я играю на гитаре. Есть две девушки, которые преподают танцы с протезом. А еще одна девушка работает моделью. Это самая моя интересная и приятная работа в «Моторике», с которой я сотрудничаю уже около шести лет.
Цифровые технологии
Моя модель называется Manifesto Fingers. Это бионический протез кисти с микропроцессорным управлением. В моём случае у протеза три пальца, так как у меня есть два своих. Он работает без подзарядки целый день. Кроме нас, такие протезы делают ещё только две компании в мире. Потому что разместить электронику и батареи, когда у человека большая часть руки сохранена, — это очень сложно.
Мой протез может выполнять до восьми жестов. Эти жесты настраиваются через мобильные приложения для смартфонов и айфонов, которые доступны в Google Play и AppStore. Силиконовые напальчники помогают лучше удерживать предметы и работать с сенсорным экраном. Можно набирать текст на клавиатуре. У меня на руке установлены два датчика: один находится около мизинца, другой — с обратной стороны предплечья. Чтобы открыть протез, я как будто разжимаю кулак. Чтобы закрыть, — сжимаю кулак или просто напрягаю мизинец. Датчики считывают с кожи над мышцей электрические сигналы, как в ЭКГ, и посылают их на плату, которая решает, открывать или закрывать протез.
С этим протезом можно играть на гитаре. Мне, конечно, было проще научиться, чем другим людям, которые раньше не играли. Потому что я всё-таки не «с нуля» учился: у меня есть в голове вся информация о том, какие ноты нажимать. Нужно было только адаптироваться чисто технически. Сначала мне казалось, что у меня не получится играть что-то сложное, и я даже не пытался. Месяца два играл что-то очень-очень простое. А потом как-то включил свою обычную минусовку, которую я играю своим одним живым пальцем. Попробовал и понял: оказывается, я уже умею!
Все получится!
Ради работы мне пришлось отказаться от моей собственной лени, я бы с удовольствием не работал и ничего не делал. Но мне нужно самого себя обеспечивать, снимать жильё. Нужно было купить квартиру маме. У меня есть собака, с которой нужно заниматься у кинолога. Кроме того, много других расходов, которые мне необходимо покрывать. Поэтому просто лениться я не могу. И это меня развивает, двигает вперёд. Сейчас я мечтаю путешествовать, посмотреть мир. Поехать на восток, например, в Китай. И очень хочу семью и детей. Я уже созрел и готов к этому.
Во всём должен быть баланс. Нужно прислушиваться к себе и понимать, например, когда тебе нужен перерыв, потому что мы часто очень стараемся на работе «упахиваться вусмерть». На самом деле, если вовремя сделаешь перерыв, то достигнешь гораздо большего результата. Мне самому пока сложно следовать этому правилу, но это очень важная вещь для всех.
Я изначально был позитивным. И понял потом, что это помогло мне принять инвалидность, адаптироваться и жить дальше. Когда ты постоянно находишься в негативе, то всё идёт тяжелее. Ситуации, конечно, бывают разные. Если человек чувствует, что ему трудно принять свою инвалидность, то нужно обратиться к психологу. Я сам работал с психологом несколько лет, но не по поводу травмы (это было гораздо позже), и считаю, что такой опыт был очень полезен. А если нужен такой же протез, как у меня, обращайтесь к нам, в «Моторику». Мы поможем и проведём по всему пути.
Для меня игра на гитаре была тем, что поддерживало меня всегда. Я видел, что у меня получается играть лучше, чем у большинства людей со всеми пальцами. Это занятие во многом меня вытащило и вело по жизни. Поэтому мне бы хотелось, чтобы каждый человек, который столкнулся со сложной жизненной ситуацией, нашёл что-то своё. Такое, что заставит его вставать по утрам, что будет давать ему энергию, — мне кажется, это самое важное.