«Слуховые аппараты позволяют мне компенсировать отсутствие зрения»

Владимир Володин в 33 года частично потерял слух из-за взрыва фейерверка. Но не только слух. Взрывной волной ему раздавило глаза, и он ослеп. Благодаря техническим средствам проблемы со слухом он решил. Слуховые аппараты позволили ему слышать на более дальних расстояниях. Из-за потери зрения наш герой использует остаток слуха даже при чтении текстов с компьютера и смартфона. Тексты озвучивают специальные программы, а Владимир, сочетая наушники и слуховые аппараты, знакомится с ними. Благодаря этим навыкам он нашёл работу, и теперь сам обучает незрячих людей цифровой грамотности и ориентированию в пространстве.

Владимир сидит на земле, покрытой разноцветными осенними листьями. Он в синей куртке, джинсах и чёрных ботинках.

Зачем я участвую в этом проекте?

Я считаю, что надо рассказывать такие истории, потому что они вдохновляют, показывают возможные пути решения проблемы. Ведь в первые моменты, когда теряешь слух и зрение, особенно тяжело: у тебя было сто процентов слуха и зрения, и вдруг разом — ноль! Всё с ног на голову переворачивается: непонятно, куда бежать, что делать и как дальше жить. Я и сам читал такие истории. Но особенно сильное впечатление на меня произвёл короткометражный фильм Александра Монтова «Другие люди». Александр сам потерял зрение и в фильме рассказывал о своей жизни. И этот опыт, когда незрячий человек нашёл свой путь, мотивировал меня двигаться дальше.  

Я инженер-строитель по образованию, работал прорабом в Новосибирске. В сентябре 2013 года во время праздника за городом фейерверк взорвался у меня в руках, прямо перед моим лицом. Взрывом мне оторвало средний палец, одну фалангу на указательном пальце и половину большого на левой руке. А ещё раздавило глаза и выбило перепонки. Тогда я потерял сознание, а когда пришел в себя, ничего не понял: перед глазами стояла белая пелена. Я думал, это временно. И только в скорой услышал о потере зрения.  

Слух я потерял частично. Теперь слышу только то, что говорят рядом, и постоянным фоном в ушах писк. Зрение утратил полностью.

Принятие инвалидности

Первоначально, конечно, я был в шоке, не понимал, как жить. В течение года я  приходил в какую-то осознанность, успокаивался.

Я надеялся, что со временем перепонки срастутся и слух придёт в норму: пропадёт искажённый фоновый звук. Но ничего не изменилось: внешние шумы остались, а я по-прежнему слышу на 30%. Но в сравнении с тотальной потерей зрения нарушение слуха не было такой серьёзной проблемой.

Мне помогала сестра: мы связывались с ней по телефону, она заходила в интернет, находила и читала вслух статьи о технологиях для людей с нарушениями, как у меня, о клиниках. Я понимал, что слух и зрение уже не восстановить.

Через год начался бракоразводный процесс: не все могут принять такое, люди же боятся. Я и сам таким был до травмы: понятия не имел, как взаимодействовать с незрячим человеком, если нет зрительного контакта. С ребёнком я по-прежнему общаюсь.

Тогда у меня был переломный момент: я чуть не залез в петлю. Но меня остановил не то что бы страх, а, пожалуй, какой-то разум, сомнение: «Ну и что? Это сделать не сложно. А вдруг сыну понадоблюсь. А вдруг что-нибудь придумают, а меня уже нет. Лучше пойду на диване полежу. Так, а чего я лежу на диване? Может, что-нибудь поделать? Время идёт…» 

И вот когда что-то начало получаться, появилось понимание, что инвалидность — это не немощность, как это слово переводится с латыни. Это некое ограничение, но в то же время это другая жизнь: не хорошая, не плохая, просто другая — без всяких оценок

Как изменилась жизнь

Остаток слуха позволяет мне пользоваться слуховыми аппаратами. Они компенсируют  отсутствие зрения. Без них я слышу, только когда источник звука находится очень близко. Поэтому на улице или в каком-либо общественном месте я их ношу, а при работе за компьютером или смартфоном — снимаю и надеваю наушники. Так я никому не мешаю, внешние шумы не подавляют звуки в компьютере, если я работаю. Если я один и в данный момент точно никому не понадоблюсь, то снимаю слуховые аппараты и надеваю наушники. Если же нужно и компьютер слышать, и посторонних людей, то на одно ухо надеваю наушник, а на другое — слуховой аппарат. 

А вот на полную адаптацию к жизни без зрения ушло несколько лет. Ориентироваться в пространстве с тростью я учился постепенно. Сначала ходил по дому, придерживаясь за стены. Незрячие подсказывали, как делать это более безопасно, какие вещи лучше убирать, чтоб на них не наткнуться. А с 2015 года начал учиться ориентироваться на улице. Ко мне приехал незрячий инструктор. Мы с ним прошли 2 раза от моего дома до остановки: это был для меня основной маршрут, потому что с остановки я могу куда-то уехать. И потом я по этому маршруту ходил потихоньку с тростью туда и обратно. Сбивался — помогали люди, доводили то туда, то не туда. Как оказалось, всё это время за мной выходила и наблюдала мама. Я как-то заблудился, испугался — и вдруг сразу мне помощь! Я сказал ей, что так дело не пойдёт, что так я никогда не научусь, и она перестала меня контролировать.  

Владимир, одетый в синюю спортивную куртку, стоит на улице, держа в руках голубя.

Позднее я стал самостоятельно добираться на курсы по ориентированию. Я подходил к остановке и громко спрашивал, какой номер автобуса. Мне отвечали, и я садился в нужный автобус. Тогда у меня пропало стеснение спрашивать что-то у людей на остановке. 

К 2017 году я прошёл социальную реабилитацию в Бийске. Там меня обучили шрифту Брайля и работе с брайлевским дисплеем. Теперь я могу более-менее бегло читать. В этом шрифте я обнаружил некоторые удобства. Например, для мероприятий можно что-то себе заранее записать, а потом читать пальцами эти подсказки.

Работа в новых обстоятельствах

На первых порах меня очень подбадривали незрячие. Чем больше я знакомился с ними, тем больше убеждался, что можно много чем заниматься. Я видел, что все они что-то делают: кто-то работает на предприятии, кто-то торгует на валютной бирже, а многие мои знакомые были массажистами. Но из-за травмированной руки я не рассматривал возможность получить профессию массажиста. Зато года 2-3 тоже занимался интернет-торговлей на валютной бирже.

В 2019 году в Комплексном центре социального обслуживания населения (КЦСОН) мне предложили поработать инструктором по ориентированию и тренером по компьютерной грамотности для незрячих в недавно открывшемся центре реабилитации для людей с нарушениями слуха и зрения «Со-творение». Я понимал, что работа только усилит меня и добавит необходимой самодостаточности. Поэтому, не задумываясь, принял предложение. 

Близкие меня поддержали, предложили сопровождать на работу и обратно. Я сказал, что это лишнее: «Что это за работа? Кто из нас будет работать?» Поэтому я узнал адрес и поехал в этот центр самостоятельно. 

Я обучаю незрячих компьютерной грамотности. Это стало возможным благодаря скринридерам — программам чтения с экрана. Они позволили мне не только самостоятельно пользоваться компьютером, но и обучать других.  

Владимир Володин держит штангу с дисками. На нем спортивная форма с гербом России. На заднем фоне неясные очертания баннера.

Кроме этого, я провожу курсы по ориентированию: вывожу незрячих людей на улицу и объясняю, как ориентироваться. В основном мои ученики — взрослые. Но нередко обучаю и детей — на базе школы-интерната для незрячих и слабовидящих, куда я прихожу.

Последнее время я всё больше смотрю в сторону удалённой работы. Хочу попробовать себя в тестировании невизуальной доступности и повзаимодействовать с инклюзивным проектом Everland, который помогает трудоустроиться людям с инвалидностью.

Цифровые технологии

В 2014 году я получил 1 группу инвалидности по зрению. Мне выдали тифлоплеер, и я начал слушать аудиокниги. Из другой техники у меня был обычный кнопочный телефон. Я знал, куда нажать, чтобы ответить, но в остальном просил помочь близких. В это время я с сестрой поехал в общество слепых и там начал расспрашивать, как живут, кем работают, что делают незрячие. Мне рассказали, что можно ориентироваться, работать и даже освоить компьютер, если установить программы экранного доступа.     

В конце 2014 года ко мне приехал незрячий парнишка и установил на компьютер скринридер JAWS, который озвучивает информацию на экране компьютера, объяснил, как с ним работать, а также показал, как он пользуется айфоном. Я ощутил острую потребность в освоении цифровых технологий, когда не смог включить сыну мультики на ноутбуке — вот это было печально. Поэтому начал самостоятельно осваивать программу: мог 12 часов сидеть. Самое главное — у меня появился доступ в интернет, а это много что открывает. 

Брайлевский дисплей я больше использую как печатную машинку для набора текста. А вот читаю по Брайлю медленно, потому что нет практики. Поэтому для отображения текста на экране ноутбука мне больше удобны скринридеры. Сейчас из них я предпочитаю программу NVDA и «Экранный диктор», от Windows. Последний помогает мне устанавливать программы экранного доступа на ноутбуки незрячих, где ещё нет NVDA или JAWS: я просто нажимаю сочетание клавиш Windows + Ctrl + Enter — «Экранный диктор» начинает работать, и ноутбук становится доступным для меня, я могу устанавливать на него нужные программы. 

Поскольку я обучаю пользователей устройств с разными операционными системами, у меня есть макбук, ноутбук на Windows, айфон и смартфон на Android. В идеале у незрячего должно быть всё: некоторые приложения или сайты доступнее на айфоне, а другие, например, «Телеграм», — на смартфонах на Android. 

Использовать айфон помогает функция VoiceOver. А информацию на смартфоне на Android помогает озвучивать функция TalkBack. Благодаря этому я активно использую приложения для распознавания изображений и текста. Например, с помощью Be My Eyes могу распознать любую фотографию, которую мне прислали. С помощью Envision могу прочитать текст: я открываю его, направляю камеру на какую-нибудь упаковку, этикетку, инструкцию — текст сканируется и озвучивается. Раньше использовал приложения для распознавания купюр. Но последнее время в них нет необходимости, так как оплачиваю покупки банковскими картами или смартфоном.

Владимир гребёт в спортивной байдарке. Рядом — женщина-гребец. На заднем плане — река и берег со строениями.

Все получится!

С того момента, как я получил инвалидность, многое изменилось. Я стал более самостоятельным, научился ориентироваться, выезжал в Болгарию на чемпионат мира по гребле. Нашёл работу, которая даёт мне в основном чувство уверенности, самодостаточности, зрелости и, конечно, деньги.   

Отношение близких ко мне начало меняться. Мама, конечно, пусть и жалеет по-прежнему, но в то же время и гордится моими спортивными успехами: подсчитывает мои медали, развешивает грамоты по стенам. Для сына мой пример тоже важен, потому что он занимается пауэрлифтингом, смотрит на меня и понимает, что в любой ситуации важно не раскисать. И пусть сын сейчас в противоположной части страны — в Калининграде — он оттуда всё равно поглядывает на меня, заряжается и ориентируется.

Всем, кто столкнулся с инвалидностью, я советую, во-первых, просто встать с дивана. Его притяжение очень важно преодолеть, чтобы начать хоть что-нибудь делать. Первое время, когда я ходил по одному и тому же маршруту, у меня не было цели: я ходил, чтобы просто идти. Во-вторых, очень важно найти опытных людей с инвалидностью, которые помогут и ответят на вопросы.

Личные истории

Цифровой слуховой аппарат для меня как второе ухоИрина Кутнякова
36 лет, нарушение слуха, Москва
Цифровые технологии помогают мне чувствовать себя более увереннойОльга Светлова
33 года, Липецк, частичная потеря слуха, использует слуховой аппарат

Ассистивные устройства

Цифровой слуховой аппаратЦифровой слуховой аппарат — звукоусиливающое устройство с цифровой обработкой сигнала для помощи людям с нарушениями слуха.
Яндекс РазговорМобильное приложение «Яндекс Разговор» упрощает общение людей с нарушениями слуха и речи.
Беспроводные наушникиСистема усиления звуковых частот. Наушники разработаны специально для людей со сниженным слухом
Билайн ТВВозможность смотреть телевизионные каналы людям с нарушением слуха с помощью субтитров.

Это может быть полезно 

Рекомендации реабилитолога

Технические средства реабилитации помогают людям с нарушениями слуха ориентироваться в мире звуков, общаться с окружающими, получать информацию и вести полноценную жизнь. Они также позволяют успешно работать и вносить свой вклад в жизнь общества. Мы собрали рекомендации реабилитологов о том, как оборудовать свое рабочее место при нарушении слуха, а также об устройствах и программах, которые помогут неслышащим людям в самореализации.

Современные профессии для людей с нарушением слуха

Матрица профессий сориентирует, в каких сферах лучше искать работу с учетом ограничений по слуху. Если человек, получив инвалидность, не может по объективным причинам вернуться к прежней работе, матрица позволит понять, что ему доступно сейчас или с какими сложностями он может столкнуться в той или иной онлайн-профессии.

Работа в новых условиях: с чего начать

Человеку, который только получил инвалидность по слуху сложно представить, в какой сфере он может развиваться профессионально. Мы собрали рекомендации hr-специалистов, которые помогут выбрать сферу и вид занятости, подготовиться к собеседованию и успешно интегрироваться в команду.

Где найти работу

Билайн совместно с Everland создали платформу для людей с инвалидностью, ищущих себя в онлайн-профессиях. Мы предлагаем пройти бесплатные курсы по востребованным профессиям или найти работу в компаниях-партнерах.